![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() Дневник написан Константином Бекетовым Состав команды: Бекетов Константин Закиров Олег Храбрых Иван Захаров Евгений Чариков Алексей Корнев Илья или алтайские "хроники"
|
![]() |
![]() 2-6 февраля В 0.30 выехали из СПб на Москву. В 10 ч. утра были в Москве и, перетащив вещи с Ленинградского на Московский вокзал ![]() Таким образом, в Рахмановских Ключах мы были в половине второго ночи. Зимой здесь живет примерно 100 человек. Отдыхающих на курорте нет или их очень мало. Прямо ночью удалось, устроив небольшой переполох, устроиться на ночлег в одном из коттеджей, причем бесплатно (!). Кстати, пропуск, оформленный в Усть-Каменогорске, был в пути проверен погранвойсками Казахстана. Случилось это, похоже, в Урыле (я спал, поэтому спросонья не мог точно определить место). Оформление пропуска стоило в перерасчете на рубли примерно 90 руб на группу. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() 9 февраля Утро сильный снегопад, низкая видимость, -11. За ночь выпало около 40 см снега. За 1 ч 10 мин поднялись по остаткам вчерашней лыжни к заброске. Взяв волокуши, тропим "первый без рюкзака" с легким набором высоты в направлении перевального плато. ГТЛ = 1 м, потеплело, -4, продолжается снегопад. Справа п/х - долина ручья, стекающего с перевального плато в Ч. Берель. По дну этой долины также возможен подъем на перевал. Через 1 ч 10 мин хода достигли плато, заобедали. Плато безлесное, хотя по его краям растет лиственничный лес. Сток с плато происходит в обе стороны, пер. точку определить затруднительно. Пройдя плато (около 1 км), начали спуск в дол. р. Б. Берель траверсом склона вправо п/х. Склон лесистый, перестойная тайга, крутизна постепенно увеличивается до 25 градусов, поворачиваем прямо вниз по заснеженным прогалинам, так как ехать прямо вниз с волокушей проще, чем спускаться траверсом. Перепад высот до дна долины метров 400, склон порос перестойной тайгой (чем ниже, тем больше встречается елей). На склоне попадаются камни, завалы из бревен, скальные выходы. Спускались 2 ч 15 мин, ГТЛ до 1 м. В нижней части склона пересекли довольно свежую охотничью лыжню, идущую буераками траверсом склона и потому нам не подходящую. Спустившись еще немного по лесистому склону, вышли в безлесное дно долины к большой нежилой избе. В избе отсутствует печь и нары, а также стекла на окнах, в потолке дыра. Зато есть стол и пара скамеек. Окна заделали досками и снежными кирпичами. Внутри избы поставили нашу палатку - получилось весьма уютно. На улице по-прежнему непогода, метет. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() 12 февраля Дневка в жилой избе Нижнего Лагеря. -13 градусов, пасмурно, слабый ветер. Днем, закончив заготовку дров и прочие бытовые дела, отправились по вчерашней лыжне к мосту за оставленными там саночками. Вниз скатились за 45 мин., обратно с грузом поднялись за 1 ч 20 мин. Вечером ясно, -23 градуса, полная луна. После весьма фотогеничного красного заката - 30 градусов, безветрие. С вечера налегке протропил примерно километр вверх по правому по ходу борту каньона р. Мал. Кокколь. ГТЛ возле ГЗЛ примерно 20 см. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() 13 февраля Утром пасмурно, высокое серое небо, безветрие, -12 градусов. Вышли на техническое кольцо. В одном из соседних с жилой избой бараков оставили заброску, сложив вещи в саночки. За 4 ч траверсом обошли каньон р. Мал. Кокколь, по пути пересекая кулуары, рассекающие склон. Один из таких кулуаров шириной около 80-100 м, крутизна склона до 45 градусов, глубокий лавиноопасный снег. Преодоление с самостраховкой, по одному. Слева по ходу М. Кокколь течет в глубоком каньоне с крутыми, хотя и не отвесными, залесенными и частично скалистыми склонами. Русло пересекли выше ГЗЛ по снежному мосту (промоин вообще на реке много), на правом берегу чуть ниже - металлический осадкомер. Далее поднялись на плечо длинного западного отрога в. 3500 м, оставляя обозначенное на карте озеро и ГЗЛ слева по ходу, внизу. Склон снежный, до 20 градусов крутизной, ГТЛ 30 см, поднимаемся серпантинами, первый тропит без рюкзака. Выйдя на гребень, повернули вправо - вначале несколько сот метров поднимались по гребню (подъем пологий), а затем сошли на траверс правого по ходу склона над конечными моренами Берельских ледников. Крутизна склона до 20-25 градусов, движение на лыжах. Обед на склоне над слиянием Б. и М. Берельских ледников. В 12 ч дня вышло яркое солнце, - 12. Безветрие, на солнце градусник показывает +23 градуса, поспешно раздеваемся. Впрочем, погода баловала нас недолго. Дальнейшие 2 ч движения: траверс правого по ходу склона вдоль ледника до верхнего цирка ( так называемый "ледник Лысова"). Ветер, облака, видимость упала до 1-2 км. На пути подъемы до 25 градусов, снег то плотный, то рыхлый. В кармане морены пару раз путь преграждают скальные каньоны и большие надувы - обходим по склону. Ближе к лед. Лысова идем пешком по бесснежным моренам, постоянно набирая высоту. К сожалению, видимость не позволяет разглядеть слева по ходу цирк пер. Высоцкого (3 Б). Несколько лучше виден пер. Крепость. Выйдя на пологую поверхность лед. Лысова (подъем сюда по моренам и снежникам 25 градусов), одели лыжи и шли 30 мин, пересекая ледник справа налево под седло пер. Цирк, где и заночевали в ледовой мульде. Ветер, -18 градусов. Для большей безопасности вкопали лагерь в снежную наметенную стенку, предварительно сбросив большой снежный карниз над мульдой. Пер. Цирк в течение дня был виден несколько раз в разрывах облачности, начиная примерно от места слияния Б. и М. Берельских ледников. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() 17 февраля Утром жесткая непогода, пурга, видимость 10 м, -16 градусов. По оставленной с вечера веревке я поднялся на уровень плато, на ледовый блок - и был попросту сдут ветром! Принимаем решение устроить полудневку. Лежим в палатке, ее треплет ветром, ужасно хочется есть. После обеда чуть развиднелось, вышли в направлении перевала ББС, вверх по леднику Менсу. Идем пешком в кошках, в связках. Из той дыры, в которой стояла палатка, вылезли на следующий блок ледопада (подъем 10-15 м, до 60 градусов, снег, самостраховка и попеременная страховка), дальше шли сложной лавировкой между трещинами, отдельные трещины попросту перепрыгивали, иногда натягивали перила, отдельно транспортировали рюкзаки... Перила и страховку закрепляли на ледобурах. Основная помеха - очень сильный ветер, порывы сбивают с ног. Миновав зону опасных трещин, еще некоторое время шли пешком, а затем одели лыжи, не развязываясь. Видимость по-прежнему плохая, ориентируемся по левому по ходу склону (это склон массива вершины Героическая Корея), едва различимому в пурге. На ощупь преодолели некрутой подъем (до этого шли по практически горизонтальной поверхности) и вышли к зоне разломов под стенами пика Делане и вершины, разделяющей истоки ледника Берельский под перевалом ТКТ и истоки ледника Менсу в районе вершины Восточная Белуха. В вершинной части второй стены (из вышеописанных) нависает ледник - опасность обвалов! Мы забились в ледниковую трещину на более-менее безопасном расстоянии от подножия этой стены. Продолжается снегопад, сквозь пелену видно, как со скал тонкими струйками непрерывно сходят микро-лавины. От места предыдущего ночлега шли 2 часа 30 минут. К вечеру прояснение, -28 градусов. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Далее Мы 5 дней провели на заставе в ожидании машины. От заставы до Чуйского тракта около 130 км через перевал Теплый Ключ и еще один, безымянный. В ожидании попутки отъедались бараном (с последующим расстройством желудка), смотрели телевизор, играли в футбол с пограничниками (проиграли им 11:2). В первый же день мы попросили передать по рации в отряд, в Акташ, текст телеграммы. Увы, она оказалась не отправленной. Утром 10.03. выехали. В нескольких км от заставы миновали слева по ходу строения Калгутинского скотоимпорта. ![]() От "стрижки", где слегка перекусили с чаем, 1 час 30 минут езды до третьей заставы (застава "Алтайская"). По пути окончательно пропал снег, стало очень пыльно - ехать почти невозможно. Летаем по кузову на ухабах. Последние километры перед заставой едем по наледи, по дну глубокой долины. Появляется лес - немного на склонах. На заставе мы пообедали и двинулись дальше - 45 минут до Кош-Агача. Здесь снега нет совсем, дорога чрезвычайно пыльная. В Кош-Агаче были уже в темноте, но коммерческие ларьки еще работали. От Кош-Агача 1 час 30 минут езды до Акташа (это примерно 100 км по Чуйскому тракту). В Акташе мы переночевали в отряде (горячий душ!), вечером, поздно, позвонили с телеграфа в СПб (примерно 12 руб/минута). Автобус Акташ - Горно-Алтайск отходит в 8 часов утра, ежедневно. В пути 7 часов 45 минут, из них примерно 1 час - остановки (40 минут - в Шебалино, 10 минут - в Онгудае). Стоимость проезда 98 руб. с багажом. По приезду в Горно-Алтайск, сразу же купили билеты на ближайший автобус в Бийск (рейс в 16.00., то есть через 15 минут после нашего приезда). Стоимость проезда 26 руб. с багажом. Автобус едет 2 часа. Таким образом, в 18.00. мы были в Бийске на железнодорожном вокзале, а в 19.00. отходит поезд сообщением Бийск - Новосибирск. Стоимость плацкарты - 66 руб. Прибытие в Новосибирск в 7 часов 38 минут местного времени. Ближайший поезд на Москву через 3 часа 30 минут. Взяв на него билеты (без каких-либо сложностей), через 2-е суток были в Москве, где через 1 час 20 минут пересели на поезд "Юность" и прибыли к вечеру 14 марта в СПб, в 20 часов 05 минут. В общей сложности возвращение с Алтая заняло: 5 дней - на заставе; 1 день - машина в Акташ; 1 день - автобус + поезд до Новосибирска; 2 дня - до Москвы; день - до СПб. |
![]() |
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||
Copyright © группа TAG, 1998. |